Сұрақ-жауаптар

  • Дата: 02.07.2020 - 10:45 Автор: Асанбаев Ербол Абибуллаевич
    Вопрос:

    Мен Асанбаев Е. А. Мангыстау облысы КР ИИМ Кылмыстык- аткару жуйеси департамент ГМ-172/6 мекемесинде жумыс истеимин. 12.06.2018 жылы "Казакстан Ипотекалык Компаниясы" Ипотекалык уйымы АК. Катысып 20 жылга №ПРР/12-15213-2018 сатып алу кукыгымен жалга алу шарты жасакталынды. Ай сайын толенетин патерге 90 000 тенге курайды. Жалакым 140000 тенге. Уш балам бар. Жубаиым жумыссыз. Сурак мен Е. А. Асанбаев Казакстан Республикасынын Укиметинин 2014 жылгы 19 карашадагы № 1209 каулысына сай, тиркелген кужаттар бойынша отемакы толенетиндигин жониндеги зандылыгын шешип беруинизди сураймын.

    Ответ:

    Құрметті Ербол Абибуллаевич, Сіздің сұрағыңызды қарап, келесіні хабарлаймыз. Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2014 жылғы 19 қарашадағы № 1209 «Ішкі істер органдарының қызметкерлерін тұрғын үймен қамтамасыз ету, тұрғын үйді жалдау (жалға алу) үшін өтемақы төлеу қағидаларын, сондай-ақ өтемақы алуға құқығы бар ішкі істер органдарының қызметкерлері лауазымдарының санаттарын бекіту туралы» қаулысының 3-тарауына сәйкес тұрғын үйді жалдау (жалға алу) үшін өтемақы тұрғын үйге мұқтаждар есебінде тұрған қызметкер қызметтік тұрғын үймен қамтамасыз етілгенге дейін төленетін ақшалай қаражат (бұдан әрі – өтемақы) болып табылады. Өтемақы төлеу қызметтік тұрғын үйдің орнына тұрғын үйді жалдау (жалға алу) үшін шығыстарды өтеу мақсатында жүргізіледі. Мекеменің құрылымдық бөлінісі осы Қағидалардың 19-тармағында көзделген құжаттарды қызметкердің ақшалай өтемақы төлеу туралы баянаты тіркелген күннен бастап он жұмыс күні ішінде қарайды және айына бір рет жүргізілетін тұрғын үй комиссиясының кезекті отырысына материалдар дайындайды. Тұрғын үй комиссиясы қызметкерге тұрғын үйді жалдау (жалға алу) үшін өтемақы тағайындау туралы шешім шығарады, ол хаттамамен ресімделеді. Тұрғын үйді жалдау (жалға алу) үшін өтемақы төлеу тұрғын үй комиссияның хаттамасы негізінде, қаржы бөлімшесі тексергеннен кейін мемлекеттік мекеме басшысының ай сайын шығарылатын бұйрығы негізінде жүзеге асырылды. Осыған байланысты, өтемақы жөніндегі сұрағыңыз бойынша қызмет атқаратын жердегі ішкі істер органдарының тұрғын үй комиссиясына өтініш беруіңізді ұсынамыз.

  • Дата: 30.06.2020 - 17:30 Автор: Aktotu Erkeeva
    Вопрос:

    Имеет ли право санитарный врач города семей запрещать/ограничивать работать общественному транспорту в мирное время (не ЧП)?

    Ответ:

    Уважаемый (ая) Актоты Еркеева, благодарим Вас за обращение и сообщаем, следующее.

    Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет функции по: реализации государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработке и утверждению в пределах своей компетенции нормативных правовых актов и форм учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, с особыми условиями хозяйственной и (или) иной деятельности и жизни населения; рассмотрению обращений физических и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения. (пп.1), 2), 13), 16), п.1, ст.7-1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»). Далее, Министерство здравоохранения Республики Казахстан является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71). В связи с этим, для разрешения Вашего вопроса рекомендуем обратится на официальный сайт: «www.gov.kz/memleket/entities/dsm».

    Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер.

    Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная».

    Вместе с тем, если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.

     

  • Дата: 28.06.2020 - 01:45 Автор: Зейбель Вероника Владимировна
    Вопрос:

    Могут ли граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за рубежом (имеющие вид на жительство в др. стране) проживать в квартире, где были временно зарегистрированы по приезду в РК, после смерти хозяина квартиры - собственника, давшего разрешение на такую регистрацию? Спасибо.

    Ответ:
    Уважаемый (ая) Зейбель Вероника Владимировна, благодарим Вас за обращение и сообщаем, что согласно статьи 13 Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года №268-XII (далее-Кодекс),способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная».  Вместе с тем, если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.  
  • Дата: 26.06.2020 - 14:45 Автор: Aktotu Erkeeva
    Вопрос:

    Может ли полиция штрафовать граждан за несоблюдение постановлении номер 82 главного сан врача города Семей по статье 462 административного кодекса?
    Предусматривает ли данная статья наказание за нарушения постановлений от сан врачей и в частности данный для физических лиц?
    То есть если я выйду на улицу не в свой день, буду находится где-то одна в лесу, так еще и без маски меня можно штрафовать?
    А если он напишет в своем следующем постановлений убивать больных, то тоже будут законные требования??!!!
    По вашему предыдущему ответу обращалась в Министерство здравоохранения Республики Казахстан, но они даже не зарегистрировали вопрос, уже 3 рабочий день

    Ответ:
    Уважаемая Актоты Еркеева! Благодарим Вас за обращение и сообщаем следующее.  В соответствии со ст.476 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) нарушение режима или невыполнение требований, установленных государственным органом в связи с объявлением чрезвычайного положения, а также неисполнение законных приказов и распоряжений коменданта местности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в части: - особого режима въезда и выезда; - запрещения для определенных физических лиц покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру (дом); -карантина и проведения других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий; - ограничения движения транспортных средств и проведения их досмотра; - запрещения нахождения физических лиц во время комендантского часа без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих их личность, на улицах или в иных общественных местах либо пребывания вне своего жилища без документов, удостоверяющих личность, - влекут предупреждение или штраф в размере десяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Таким же образом, норма статьи 462 КоАП гласит: невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных статьями 162 и 227 настоящего Кодекса, - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностных лиц - в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства -в размере пятисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия разрешения или без такового либо с приостановлением деятельности или отдельных видов деятельности или без такового. Необходимо также учесть, что административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.(ст.40 КоАП) Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.(ст.26 КоАП).   В соответствии со статьей 682 КоАП дела об административных правонарушениях рассматривают: 1) судьи специализированных административных судов; 2) судьи специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних; 3) должностные лица государственных органов, уполномоченные настоящим Кодексом.  Если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образованы специализированный межрайонный административный суд и специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к их подсудности дела вправе рассматривать районные (городские) суды.   Кроме того, согласно ст. 685, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: по всем статьям КоАП, отнесенным к подведомственности органов внутренних дел, - председатели комитетов и начальники департаментов Министерства внутренних дел, начальники территориальных органов внутренних дел, подразделений административной, миграционной полиции, местной полицейской службы области, города республиканского значения, столицы, их заместители. Так, наряду со всеми перечисленными статьей 804 КоАП должностными лицами, имеющими право составлять протоколы об административных правонарушениях указаны органы внутренних дел. Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная».   
  • Дата: 26.06.2020 - 14:15 Автор: Тайжанов Жарыс Хамитович
    Вопрос:

    Я житель города Сатпаев, пенсионер.
    В связи с короновирусом и ограничения по возрасту, мой возраст более 68 лет.
    Заказал по телефону шлак.
    Привезли и разгрузили что то наподобие шлака. То есть смесь угольной пыли , отходов производства. Обратился по телефону к человеку чтобы он или забрал свой некачественные товар или заменил его. Ответа не последовало.
    Что делать не знаю подскажите.
    Заранее благодарю.

    Ответ:
    Уважаемый (ая) Тайжанов Жарыс Хамитович, благодарим Вас за обращение и сообщаем, что согласно пункту 1 статьи  471 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) от 1 июля 1999 года №409. Покупатель (получатель), которому поставлен товар ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 428 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленного товара, без промедления заменит поставленный товар товаром надлежащего качества. А также, в соответсвии с пунктом 6 статьи 10 Гражданского кодекса РК от 27 декабря 1994 года №268-XII.  Защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными настоящим Кодексом или иными законодательными актами. Каждый потребитель имеет, в частности, право на: - свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг; - надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг); - полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах); - объединение в общественные организации потребителей. Помимо этого согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского процессуального кодекса РК от 31 октября 2015 года № 377-V ЗРК. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная».   
  • Дата: 25.06.2020 - 10:00 Автор: Идрисова Рашидам Абдувалиевна
    Вопрос:

    Сельскохозяйственный производственный кооператив "Фермеры" хочет изменить состав членов СПК, есть желающие присоеденится и так же есть желающие выйти из кооператива. Вопрос 1: Можно ли не менять состав учредителей СПК, и добавить и вывести членов СПК на собрании? Вопрос 2: если все члены кооператива являются учредителями, нужно ли им выдавать членскую книжку?

    Ответ:

     

    Уважаемая Идрисова Рашидам!

     

    Благодарим Вас за обращение и сообщаем, что согласно пункту 2 подпункту 7 статьи 17 Закону Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах» (далее -Закон) от 29 октября 2015 года № 372-V ЗРК..

    Устав сельскохозяйственного кооператива утверждается квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов учредителей кооператива на учредительном собрании и в обязательном порядке должен содержать:

    7) порядок и условия вступления в сельскохозяйственный кооператив членов, в том числе порядок и условия вступления ассоциированных членов кооператива, порядок выхода из сельскохозяйственного кооператива.

    Ответ на 1 вопрос. в соответствии со статьей 18 Законом РК, изменения и (или) дополнения в устав сельскохозяйственного кооператива, принятие устава сельскохозяйственного кооператива в новой редакции принимаются квалифицированным большинством голосов на общем собрании членов кооператива или письменным согласием (заочное голосование) квалифицированного большинства членов кооператива. Квалифицированное большинство составляет две третьих от общего числа членов кооператива.

    Ответ на 2 вопрос. Согласно пункту 4 статьи 28 Закона РК, члену кооператива выдается членская книжка, являющаяся документом, подтверждающим членство в сельскохозяйственном кооперативе, в котором указываются: данные о члене кооператива, а также в хронологическом порядке – сведения о размере внесенного им имущественного (паевого) взноса и сроках его внесения; размере вступительного взноса; размере и количестве дополнительных взносов, а также их форме (денежная, имущественная).

    Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер.

    Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по телефону 119 – бесплатно с городов и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по телефону 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы.  

     

     

  • Дата: 21.06.2020 - 15:15 Автор: Aktotu Erkeeva
    Вопрос:

    Здравствуйте. У меня вопрос про ситуацию в городе Семей. Сан.врач у нас постановил ввести в городе ограничение передвижения граждан. Выход на улицу только по пропускам. Также ограничил использование личного транспорта. И запретил передвижение общественного транспорта с 10.00 до 16.00 в будни, и в выходные полностью запретил передвижение общественного и личного транспорта.
    Имеет ли сан врач на такое право? Может ли должностное лицо противоречить конституции, и ограничивать права человека на свободу передвижения? Косвенно он ограничивает права и на другие, например права на получение мед помощи. В понедельник в обед я должна была прийти в поликлинику на прием, но теперь не смогу добраться до больницы, физически 10 остановок туда, и 10 обратно я не смогу пройти. Да и пропуска у меня нет, значит я нарушу данное постановление.
    Но сколько законов нарушает сан врач этим постановлением?! Речь идет о постановлении номер 82 главного сан врача города Семей

    Ответ:
    Уважаемая Aktotu Erkeeva! Благодарим Вас за обращение и сообщаем следующее. Государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляет функции по: реализации государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработке и утверждению в пределах своей компетенции нормативных правовых актов и форм учетной и отчетной документации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, с особыми условиями хозяйственной и (или) иной деятельности и жизни населения; рассмотрению обращений физических и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пп.1), 2), 13), 16), п.1, ст.7-1 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения»).  Вместе с тем, Министерство здравоохранения Республики Казахстан является государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71).  В связи с этим, для разрешения Вашего вопроса рекомендуем обратится на официальный сайт: «www.gov.kz/memleket/entities/dsm». Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов    и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 87172 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на ИПС «Әділет» (www.adilet.zan.kz) посредством рубрики «Виртуальный консультант» и на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная».  Если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.                
  • Дата: 11.06.2020 - 16:45 Автор: Ковалёва Елена Витальевна
    Вопрос:

    Добрый день! Прошу дать разъяснение относительно следующих вопросов.
    1. Существует ли по законодательству Республики Казахстан обязательная форма доверенности, которую выдает юридическое лицо (ООО) физическому лицу - иностранцу на представление интересов предприятия в судебных органах другой страны (Украина). Какие обязательные реквизиты должна содержать такая доверенность, на каком языке должна быть выдана, какими документами( или ответственным лицом) проверяются и подтверждаются полномочия лица, выдавшего доверенность от имени предприятия.
    2. Как проверить действующее ли предприятие и правомочность лица, подписавшего доверенность.
    Спасибо)

    Ответ:
      Уважаемая Ковалева Елена Витальевна!   Благодарим Вас за обращение и сообщаем следующее. Форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права Республики Казахстан.(статья 1105 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I). Так же, Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. (статья 147 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII). Вместе с тем, доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). (пунтк 1. статьи 167 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII). При этом, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, и скрепляется печатью этой организации, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать. (пунтк 6. статьи 167 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII). Так же, настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.       В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются:       а) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;       b) административные документы;       с) нотариальные акты;       d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.       Вместе с тем, настоящая Конвенция не распространяется на:       а) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;       b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции. (статья 1 Закона Республики Казахстан О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 30 декабря 1999 года N 11-II). Вместе с тем, каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенцией подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ. (статья 2 Закона Республики Казахстан О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 30 декабря 1999 года N 11-II). Помимо всего прочего, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ и в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.       Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. (статья 3 Закона Республики Казахстан О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 30 декабря 1999 года N 11-II).    Так же,    предусмотренный в первом абзаце Статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции.       Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок "Ароstillе (Соnvеntiоn de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке. (статья 4 Закона Республики Казахстан О присоединении Республики Казахстан к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 30 декабря 1999 года N 11-II). Вместе с тем, определить в качестве организаций, обладающих полномочиями по проставлению апостиля следующие государственные органы:       Министерство юстиции Республики Казахстан - на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов;       Министерство образования и науки Республики Казахстан - на официальных документах, исходящих из органов образования, науки и учебных заведений республики;       Министерство внутренних дел Республики Казахстан – на официальных документах, исходящих из структурных подразделений миграционной полиции, архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из Специального государственного архива Министерства внутренних дел Республики Казахстан;       Комитет информации и архивов Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан - на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из государственных архивов Республики Казахстан;       Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан) (по согласованию) – на официальных документах, исходящих из судебных органов;       Министерство финансов Республики Казахстан - на официальных документах, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений;       Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан (по согласованию) - на официальных документах, исходящих из органов прокуратуры, органов следствия и дознания;       Министерство обороны Республики Казахстан - на архивных справках и копиях архивных документов, исходящих из специального государственного архива Министерства обороны Республики Казахстан;       Названные органы вправе делегировать полномочия по проставлению апостиля своим территориальным органам. (п.2 Постановление Правительства Республики Казахстан О мерах по реализации положений Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года) от  24 апреля 2001 года N 545). Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов    и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 87172 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на ИПС «Әділет» (www.adilet.zan.kz) посредством рубрики «Виртуальный консультант» и на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная». Если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.              
  • Дата: 11.06.2020 - 12:00 Автор: Aktotu Erkeeva
    Вопрос:

    Здравствуйте. У меня вопрос о расторжении договора с фитнес клубом. Я брала абонемент до карантина, использовала 2 занятия, и после все фитнес клубы закрылись, и заморозили абонемент. Теперь летом они открылись, но обстоятельства у меня изменились, и по графику я не могу ходить на занятия, у меня работа, а потом ехать домой далеко, а на такси тратится не позволяет кошелек. Как я могу расторгнуть договор и вернуть часть денег, если фитнес клуб будет категорически против этого. Какие законы я могу использовать чтобы обосновать свои требования, и вообще могу ли я предъявить эти требования. Спасибо

    Ответ:
    Уважаемая Aktotu Erkeeva! Благодарим Вас за обращение и сообщаем следующее.  Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст.378 Гражданского    кодекса РК от 27 декабря 1994 года № 268-XIII).    Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законодательными актами и договором.      По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:      при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законодательными актами или договором.       Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Договор считается измененным или расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора (отказа от договора соответственно частично или полностью (статья 404 настоящего Кодекса) (ст.401 Гражданского    кодекса РК от 27 декабря 1994 года № 268-XIII). В случае расторжения или изменения договора обязательства считаются прекращенными или измененными с момента достижения соглашения сторон об изменении или расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения сторон или характера изменения договора, а при расторжении или изменении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении или изменении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения или изменения договора, если иное не установлено законодательными актами или соглашением сторон(ст.403 Гражданского    кодекса РК от 27 декабря 1994 года № 268-XIII). На основании вышеизложенного,для разрешения Вашего вопроса рекомендуем обратиться в суд. Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», данное разъяснение носит рекомендательный характер. Дополнительно сообщаем, что по всем правовым вопросам Вы можете позвонить в Правовую информационную службу МЮ РК и получить бесплатную правовую консультацию по номеру 119 – бесплатно с городов    и сельских округов Казахстана, за исключением сотовых операторов связи, а также по номеру 87172 58-00-58 - звонок является бесплатным с гг. Нур-Султан, Алматы, либо на ИПС «Әділет» (www.adilet.zan.kz) посредством рубрики «Виртуальный консультант» и на официальном сайте Министерства юстиции (www.adilet.gov.kz) посредством раздела «Общественная приемная». Если Вам потребуется какая-нибудь информация, мы будем рады предоставить ее по Вашей просьбе.  
  • Дата: 10.06.2020 - 16:00 Автор: Жубанова Гулимай Суиндиковна
    Вопрос:

    Менің жолдасым 2012 жылы медициналық мекемеде жүргізушісі қызметін атқарып еді. Сол жылы сол мекеменің көлігімен жол апатын тусіп аман қалды.Енді сол мекеме сол машинаны бізге өтеп беру керек екен оны біздер білген жоқпыз бізге сотта уакыт өте списанияға кетеді деді біз 2014 жылы машина сатып алғанбыз соны осыдан 1жыл бұрын арестке қойды енді соны айдауға болады ма???

    Ответ:
          Құрметті Жубанова Гулимай Суиндиковна!  Хабарласқаныңыз үшін алғысымызды білдіріп, келесіні хабарлаймыз.             Қазақстан Республикасының 1999 жылғы 1 шілдедегі N 409 азаматтық кодексінің (ерекше бөлім) 931-бабына сәйкес қызметi айналасындағылар үшiн жоғары қауiптiлiкпен байланысты заңды тұлғалар мен азаматтар (көлiк ұйымдары, өнеркәсiп орындары, құрылыстар, көлiк құралдарының иелерi және т.б.), егер зиян дүлей күштердiң немесе жәбiрленушiнiң терiс пиғылының салдарынан пайда болғанын дәлелдемесе, жоғары қауiптiлiк көздерi келтiрген зиянды өтеуге мiндеттi.       Зиянды өтеу мiндетi меншiк құқығымен, шаруашылық жүргiзу құқығымен немесе жедел басқару құқығымен немесе кез келген басқа да заңды негiзбен (мүлiктiк жалдау шарты, көлiк құралын басқару құқығына берiлген сенiмхат, көздердi беру туралы құзіреттi органның өкiмi арқылы және т.б.) жоғары қауiптiлiк көзiн иеленушi заңды тұлғаға немесе азаматқа жүктеледi.       2. Жоғары қауiптiлiк көздерiнiң иелерi қауiптiлiк көздерiнiң өзара iс-қимылының (көлiк құралдарының соқтығысуы және т.б.) салдарынан үшiншi тұлғаларға келтiрiлген зиян үшiн осы баптың 1-тармағында көзделген негiздер бойынша ортақ жауапты болады.       Жоғары қауiптiлiк көздерiнiң өзара iс-қимылы салдарынан олардың иелерiне келтiрiлген зиян жалпы негiздерде өтеледi. Бұл орайда:       1) бiр тараптың кiнәсiнен келтiрiлген зиянды осы тарап толық көлемiнде өтейдi;       2) екi немесе бiрнеше тараптың кiнәсiнен келтiрiлген зиян олардың әрқайсысының кiнәсiнiң дәрежесiне сай өтеледi.       Тараптардың әрқайсысының кiнәсiнiң дәрежесiн белгiлеу мүмкiн болмаған кезде жауаптылық олардың арасында тең бөлiнедi.       Зиян келтiруде тараптардың кiнәсi болмаған кезде олардың бiрде-бiреуiнiң зиянды өтеудi талап етуге құқығы жоқ. Тараптардың әрқайсысы мұндай жағдайда өзi шеккен шығындар тәуекелiн көтередi.       3. Жоғары қауiптiлiк көзiнiң иесi, егер қауiптiлiк көзi басқа тұлғалардың заңға қарсы iс-әрекеттерi салдарынан иеленушiнiң иелiгiнен шыққанын дәлелдесе, осы көз келтiрген зиян үшiн жауап бермейдi. Мұндай жағдайларда жоғары қауiптiлiк көзi келтiрген зиян үшiн ондай көздi заңға қайшы иеленушiлер жауап бередi. Жоғары қауiптiлiк көзiн оның иелiгiнен заңға қайшы алуда иеленушiнiң кiнәсi болған жағдайда жауаптылық иеленушiге де, жоғары қауiптiлiк көзiн иеленген тұлғаларға да жүктелуi мүмкiн.       Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 2 сәуірдегі № 261-IV «Атқарушылық iс жүргiзу және сот орындаушыларының мәртебесi туралы» Заңының 32-бабынның 1, 2 тармақтарына сәйкес сот орындаушысы атқарушылық құжаттардың орындалуын қамтамасыз ету жөнiнде шаралар қабылдауға мiндеттi.       2. Атқарушылық құжаттардың орындалуын қамтамасыз ету жөнiндегi шаралар мыналар болып табылады: 2) борышкердiң өзiндегі не өзге де жеке немесе заңды тұлғалардағы жылжымалы мүлкін алып қою;       2-1) борышкердiң өзiндегі не өзге де жеке немесе заңды тұлғалардағы жылжымайтын мүлкiн алып қою;       3) борышкерге белгілі бір іс-әрекеттер жасауға тыйым салу, оның ішінде заңды тұлға органдарына шешімдер қабылдауға тыйым салу, сол сияқты заңды тұлғаның жылжымалы және жылжымайтын мүлкін, мүліктік және мүліктік емес құқықтарын, бағалы қағаздарын және жарғылық капитал мен мүліктегі үлестерін иеліктен шығару жөнінде қабылданған шешімдердің қолданылуын тоқтата тұру.        Қазақстан Республикасының 2015 жылғы 23 қарашадағы № 414-V ҚРЗ Еңбек Кодексінің  123-бабына сәйкес жұмыс берушіге нұқсан келтіргені үшін жұмыскердің материалдық жауаптылығы осы Кодексте, Қазақстан Республикасының өзге де нормативтік құқықтық актілерінде және жұмыс берушінің актілерінде көзделген жағдайларда басталады.       2. Егер нұқсан, салдарынан міндеттерді тиісінше орындау мүмкін болмаған еңсерілмейтін күш не аса қажеттілік, қажетті қорғаныс, сондай-ақ жұмыс берушінің жұмыскерге берілген мүліктің сақталуы үшін тиісті жағдайларды қамтамасыз ету жөніндегі міндетті орындамауы мән-жайларына байланысты туындаса, жұмыскердің жұмыс берушіге келтірілген нұқсан үшін жауаптылығы жойылады.       3. Жұмыскер жұмыс берушіге келтірілген тікелей іс жүзіндегі нұқсанды өтеуге міндетті.       4. Тікелей нақты нұқсан деп жұмыс берушінің қолда бар мүлкінің шынайы азаюы немесе көрсетілген мүліктің (оның ішінде, егер жұмыс беруші осы мүліктің сақталуы үшін жауаптылықта болса, үшінші тұлғалардың жұмыс берушідегі мүлкінің) жай-күйінің нашарлауы, сондай-ақ жұмыс беруші үшін мүлікті сатып алуға немесе қалпына келтіруге шығын шығару не артық төлем жүргізу қажеттілігі түсініледі.       5. Жұмыскерге қалыпты өндірістік-шаруашылық тәуекел санатына жатқызылуы мүмкін нұқсан үшін жауаптылық жүктеуге жол берілмейді.       6. Жұмыс беруші жұмыскерлерге қалыпты жұмыс және оларға сеніп тапсырылған мүліктің толық сақталуын қамтамасыз ету үшін қажетті жағдайлар жасауға міндетті.       7. Жұмыскерлерге берілген мүліктің және басқа да құндылықтардың сақталуын қамтамасыз етпегені үшін толық жеке немесе ұжымдық (ортақ) материалдық жауаптылық туралы шарт жасалуы мүмкін жұмыскерлер атқаратын немесе орындайтын лауазымдар мен жұмыстардың тізбесі, сондай-ақ толық материалдық жауаптылық туралы үлгілік шарт жұмыс берушінің актісімен бекітіледі.       8. Мынадай:       1) жұмыскерге толық материалдық жауаптылықты өзіне алу туралы жазбаша шарт негізінде берілген мүліктің және басқа да құндылықтардың сақталуы қамтамасыз етілмеген;       2) жұмыскер біржолғы құжат бойынша есебіне алған мүліктің және басқа да құндылықтардың сақталуы қамтамасыз етілмеген;       3) алкогольдік, есірткілік немесе уытқұмарлық масаңдық (оларға ұқсас) жағдайда нұқсан келтірілген;       4) материалдар, жартылай фабрикаттар, бұйымдар (өнімдер), оның ішінде оларды әзірлеу кезінде, сондай-ақ жұмыс беруші жұмыскерге пайдалануға берген құрал-саймандар, өлшеуіш аспаптар, арнайы киімдер мен басқа заттар кем шыққан, қасақана жойылған немесе қасақана бүлдірілген;       5) жұмыс беруші үшін нұқсан келтіруге әкеп соққан, бейбәсекелестік туралы талап бұзылған жағдайда;       6) еңбек, ұжымдық шарттарда ескерілген өзге де жағдайларда жұмыс берушіге келтірілген нұқсанның толық мөлшеріндегі материалдық жауаптылық жұмыскерге жүктеледі.       Сіздің назарыңызды аударамыз, Қазақстан Республикасының «Құқықтық актілер туралы» Заңының 60 бабының 4 тармағына сәйкес  мұндай түсіндірмелер ұсынымдық сипатқа ие.       Сонымен қатар, Сізге құқықтық сұрақтар бойынша кеңес алу үшін Қазақстанның қалалық және ауылдық өңірлерінен 119 нөміріне тегін, сондай-ақ Астана және Алматы қалаларынан және республиканың облыс орталықтарынан 58-00-58 нөміріне тегін қоңырау шалу арқылы ҚР Әділет министрлігінің Құқықтық ақпараттық қызметіне хабарласуыңызға болады, немесе АҚЖ «Әділет» (adilet.zan.kz) «Виртуалды кеңесші» айдары және Әділет министрлігінің ресми сайтындағы (adilet.gov.kz) «Қоғамдық қабылдау» бөлімі арқылы кеңес алуға болады.       Егер Сізге қандай да бір ақпарат қажет болса, біз оны Сіздің өтінішіңіз бойынша ұсынуға қуанышты боламыз.