28 ноября т.г. в РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Институт) состоялась Экспертная встреча по обсуждению результатов анализа эффективности законодательства Республики Казахстан о доступе к информации, персональных данных и защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В работе встречи приняли участие представители государственных органов: Министерства информации и общественного развития; Министерства образования и науки; Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и других заинтересованных учреждений.
Целью данного мероприятия являлось получение конструктивных замечаний и предложений от его участников – ведущих учёных и практиков, а также повышению качества проводимого анализа эффективности законодательных актов путем привлечения общественных, научных организаций и вузов. Эти мероприятия направлены на обсуждение существующих актуальных проблем законодательства, посредством подготовки и обобщения предложений по вопросам совершенствования законодательства поступающих от граждан и организаций.
Экспертная встреча проведена под руководством директора Института Сарпекова Р.К. От экспертного коллектива Института выступили спикеры: ведущие научные сотрудники Центра правового мониторинга: Хасенов М.Х., доктор Ph.D., старший преподаватель Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева и Жакупов Р.Е., а также старший преподаватель, докторант PhD Университета КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева Мухамеджанова Д.У.
В частности, экспертами были озвучены следующие проблемы и пути их решения.
Хасенов М.Х. отметил несоответствие Закона о доступе к информации международным стандартам и рекомендациям ОЭСР. Внесены следующие рекомендации:
1. Установить приоритетность Закона «О доступе к информации» в системе законодательных актов, содержащих нормы о доступе к информации.
2. Установить ответственность за нарушение императивных норм закона, не обеспеченных в настоящее время мерами юридической ответственности.
3. Дополнить статью 18 Закона нормой о возмещению убытков, причиненных пользователю информацией в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации.
4. Учредить в Законе должность Уполномоченного по вопросам информации. Данный институт должен находится вне подчинения исполнительной ветви власти и обладать соответствующим иммунитетом; наделить данное должностное лицо правом возбуждать административное производство по делам о нарушениях права на доступ к информации.
5. Ввести в Закон норму о ежегодном опубликовании Национального доклада о доступе к информации, который бы содержал полную картину о реализации Закона и состоянии информационной открытости государственных органов и организаций.
6. Заменить понятие «служебная информация» «Трисоставным тестом» для принятия решения о предоставлении доступа или отказе в нем.
7. Закрепить право на бесперебойный доступ к сети Интернет.
8. Привести статью 41-1 Закона о связи в соответствие со статьей Закона о доступе к информации в части сокращения перечня оснований для ограничения доступа к средствам связи.
9. Ввести в Закон и иные законодательные акты нормы, направленные на защиту информаторов (разоблачителей), то есть лиц, которые предоставляют информацию, способствующую раскрытию правонарушений.
Кроме того, экспертом предложено Закон «О персональных данных и их защите» гармонизировать с Общим Регламентом по защите персональных данных (GDPR) Европейского союза, который сегодня является наиболее полным и эффективным правовым инструментом в сфере защиты персональных данных. В том числе, пересмотреть принципы обработки данных, установить открытый перечень операций, признаваемых обработкой персональных данных, определить уполномоченный орган по защите персональных данных и установить его компетенцию. Предложено признать ничтожными соглашения об отказе от прав, установленных в Законе.
Жакупов Р.Е. отметил, что Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят сравнительно недавно и годичная практика не в достаточной мере устоявшаяся. Обратил внимание, что ограничения, введенные Законом, соответствуют международному праву и законодательной практике зарубежных стран. Указал на ряд вопросов, которые требуют разрешения: зрительский возрастной ценз при рекламных роликах фильмов в течение суток, четкое определение субъекта присвоения возрастной категории на информационную продукцию, ввозимую на территорию Республики Казахстан, корректировка принципов государственной политики в данной сфере в части допустимости ограничений, а также определение понятий (суицид, проблемы семейной жизни, специальный сексуально-эротический характер, возрастные группы и др.).
На обсуждение был вынесен также вопрос перспективности введения повышенной уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса, если они сопряжены с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ и интернете. Защита прав детей должна охватывать не только борьбу с последствиями, но превентивные меры.