Вопрос:
Директору
РГП на ПХВ «Институт законодательства
и правовой информации РК»
И .У. Аубакировой
ТОО «Компания «СТРОЙТЕКС» согласно основному виду деятельности в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация (порядка 45 рабочих проектов).
Так как, проектирование немаловажно для всей строительной отрасли Республики Казахстан просим Вас, дать разъяснение, норме Закона, в следующей редакции: «5.13 Для строительства объектов, финансирование которых предусматривается за счет государственных инвестиций, средств субъектов квазигосударственного сектора и по проектам государственно-частного партнерства (концессии) при принятии проектных решений (при формировании спецификаций оборудования, изделий и материалов) следует использовать номенклатуру материальных ресурсов и инженерного оборудования согласно архитектурного градостроительного и строительного каталога (АГСК-3) «Перечень строительных конструкций, изделий и строительных материалов»».
В данном текстовом контексте, подразумевает ли слово «следует» рекомендательный характер или данная норма носит запретительный характер на использование прайс-листов и коммерческих предложений, применяющиеся согласно пунктам 8.2.30, 8.2.35 государственного норматива «Порядок определения сметной стоимости строительства в Республике Казахстан» НДЦС РК 8.01-08-2022.
Потому как, в контексте юридических норм слово «следует» нередко воспринимается как указание на предпочтительный порядок действий, но не как абсолютное требование, предполагающее исключительно одну трактовку и исключающее другие варианты.
Между тем, согласно ответу Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства на письмо №01-03-563/4673 от 06.09.2024г. Вх: №34723 от 09.09.2024, в адрес РГП «Госэкспертиза», дано письмо следующего характера: «Одним из требований государственных нормативных документов является использование номенклатуры материальных ресурсов и инженерного оборудования согласно архитектурному градостроительному и строительному каталогу (АГСК-3) «Перечень строительных конструкций, изделий и строительных материалов» при принятии проектных решений (при формировании спецификаций оборудования, изделий и материалов) для строительства объектов, финансирование которых предусматривается за счет государственных инвестиций, средств субъектов квазигосударственного сектора и по проектам государственно-частного партнерства (концессии) (пункт 5.13 СН РК 1.02-03-2022 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектно-сметной документации на строительство»)».
На основании чего, экспертные организации при несоответствии проекта (ТЭО или ПСД) требованиям государственных нормативов, выдают отрицательное экспертное заключение.
Тогда как, в ходе проектирования зачастую невозможно использование перечня АГСК-3,
К сожалению, для уникальных проектных решений невозможно использовать АГСК-3, попытки их включения безуспешны, так КазНИИСА неоднократно в своих письмах (№03-01-01-04/103 от 31.01.2025г., №ЗТ-2025-00202375 от 04.02.2025 г.) указывает, что согласно пункту 2.2.2 на процесс включения в список АГСК-3 оборудования не в силах повлиять ни Заказчик, ни Проектная организация, внесение в АГСК-3 производит производитель (поставщик), который между тем не заинтересован во включении своей продукции в указанный перечень.
На основании вышеизложенного просим Вас дать экспертное заключение, либо провести научную экспертизу по вышеуказанной норме. Также просим предоставить коммерческое предложение по оплате данной услуги.
С уважением,
Директор проектов
ТОО «Компания «СТРОЙТЕКС» Қаратай Қ.А.
Исп.: Қаратай Қ.А.
Тел.:87023934583